Реют ли нынче над волнами алые паруса?

Оказывается, романтическая повесть Александра Грина про корабль, плывущий под алыми парусами, не сказка. В мире есть корабль, несущий парусную оснастку красного цвета. Это – единственная в мире сохранившаяся бригантина «Eye of the Wind».

В начале 1960-х годов в Советском Союзе стало очень популярным слово «Бригантина». На главной молодёжной радиостанции «Юность» Юрий Визбор спел песенку про бригантину, которая поднимает паруса.

Песенку эту написали еще до Великой Отечественной войны поэт Павел Коган и композитор Георгий Лепский. Исполнение же Ю. Визбора обеспечило «Бригантине» долгую вторую жизнь. Любители походной романтики и песен у костра под гитару почитали Ю. Визбора. С другой стороны, исполнение песенки по Центральному радио означало, что в определенных пределах для молодежи романтика дозволялась.

Приблизительно в те же годы воскресили для широкого читателя творчество Александра Грина. На экраны вышли «Алые паруса», красивая киносказка про красивую любовь, разыгранная красивыми актерами. И «Алые паруса» стали спорить по своей популярности с «Бригантинами». Даже парфюмерный комбинат в городе Николаеве назвали этим романтическим именем. Кстати, в ассортименте его продукции были духи «Бригантина».

«Бригантинами» стали повсеместно называть молодежные кафе, клубы самодеятельной песни, пионерские лагеря, кинотеатры и гостиницы. Песня «Бригантина» почти что стала гимном возникающего движения самодеятельной песни. Ее пели, не слишком задумываясь над красивыми словами. Большинство из поющих вряд ли отличили бы свой символ веры, бригантину, среди множества других парусных кораблей.

А посему — ликбез. Для начала расскажем, что такое бригантина.

Бригантина — это двухмачтовая шхуна. То есть небольшой корабль. Экипаж бригантины насчитывал не более 50 человек. На передней мачте, т. е. фок-мачте, у бригантины стоят прямые паруса. На задней же мачте, на гроте, — паруса косые. Прямые паруса улавливают много ветра, потому что стоят перпендикулярно оси судна. А вот косые паруса стоят параллельно оси судна. Они позволяют паруснику лавировать, то есть двигаться под значительным углом к направлению ветра.

Что получаем в результате? Легкое, быстрое и маневренное судно. Мечту морских разбойников.

Бригантина и была пиратским судном. Уже в 13-м веке эти корабли появились на Средиземном море. Вооружен кораблик был слабо, несколькими пушками небольшого калибра. Зато бригантины легко догоняли большие и тяжело нагруженные купеческие корабли. Абордаж, драка, грабеж — и вот уже пиратский корабль улепетывает с добычей, подняв все паруса.

Если же ветра не было, матросы брали в руки весла. На бригантине было от восьми до двенадцати пар весел. Когда корабль двигался на веслах, паруса спускали, чтобы не тормозили движения. Мачты же попросту клали на палубу. Возможность быстро спрятать мачты с парусами была полезна, если бригантина скрывалась в прибрежных бухтах.

Каково происхождение названия «бригантина»? Происхождение у него итальянское. Слово «brigantino» означало «разбойник, пират».

Не мудрено, что слово это итальянское. Известным гнездом пиратов было Адриатическое море, в частности, многочисленные бухты и заливы в Иллирии и в Хорватии. Эти ребята «охотились» на корабли, шедшие из Венеции в Стамбул и в Каир.

Пиратские бригантины выходили на разбой и в 15−17 веках у берегов Северной Африки. То и дело пиратов оказывалось слишком много, а их нападения на торговые суда становились серьезной помехой судоходству. Тогда какая-нибудь большая держава приводила свой флот и на пиратов устраивали охоту. Пойманных бандитов судили на месте и безжалостно убивали. Последний удар по пиратам Туниса и Алжира нанесла в 19-м веке американская эскадра, пришедшая для этого из-за океана.

Бригантины с немного измененной оснасткой хорошо прижились в американских колониях. Ими пользовались не только пираты (в частности, пираты Карибского моря). Легкие и маневренные бригантины служили для разведки, связи и для сопровождения. Они также использовались для быстрой перевозки грузов. Поскольку грузоподъемность бригантин была в пределах от 50 до 200 тонн, большие партии грузов они перевозить не могли. Зато мобильность у этих небольших шхун была хорошая. Они могли даже заходить на мелководье.

В 19-м веке парусному флоту пришел конец. Это, конечно, не значило полное исчезновение парусников. Их продолжали строить, используя для перевозки грузов и для обучения молодых моряков.

Морской легендой стала последняя «настоящая» бригантина. Ее построили в 1911 году на верфи в немецком городе Браке, неподалеку от Бремена. Корабль получил имя «Фридрих», поскольку его владельцем и капитаном был Иоганн Фридрих Кольб. При последующих продажах бригантина каждый раз меняла имя. Один американец даже хотел превратить корабль в пивную, но его план не удался.

В 1973 году группа энтузиастов, любителей старых кораблей, решила восстановить бригантину в прежнем виде. После восстановления ее назвали «Eye of the Wind» («Глаз ветра»). В 1978 году бригантина совершила свое первое кругосветное плавание. Второе кругосветное плавание, по маршруту капитана Френсиса Дрейка, «Eye of the Wind» совершила в 1979 году. На ее борту была команда, члены которой прибыли из 28 стран. Это путешествие проходило под покровительством принца Чарльза, и на флагштоке корабля развевался королевский вымпел.

«Eye of the Wind» оказалась очень красивой и киногеничной. Ее сняли по крайней мере в четырех фильмах о морских приключениях.

В 2000 году корабль приобрел датский бизнесмен. Новый хозяин полностью восстановил первоначальный вид бригантины и убрал современную систему управления парусами. В 2009 году «Eye of the Wind» приобрела немецкая медиагруппа FORUM. Бригантина, которой в 2011 году исполнилось 100 лет, используется сейчас как учебное судно. Любой человек, даже не имеющий опыта дальних морских плаваний, может получить этот опыт на борту старой доброй бригантины, которая в год своего столетия получила право ходить под красными парусами.

Так что если на фоне ослепительно голубого неба и темно-синей воды вы вдруг увидите корабль под алыми парусами, верьте глазам своим. Сказка иногда сбывается. Не часто, но сбывается.


13:41 11.11.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Популярное

Очень полезная статья о том, как разлочить смартфо

Согласно версии журнала "PCWorld", на страницах которого публикуется информация о новинках в сфере в...

Стеклоуглерод. История получения и развития.

Стеклоуглерод является одним из современных углеродных материалов полученных сранительно недавно. В...

Вкусные рецепты: сметанник, Салат по-итальянски с

сметанник1. Размягчённое масло соединяем с яйцами, взбиваем 2. Добавляем сгущенное молоко, взбиваем ...

Как выбрать ноутбук? Платформа и диагональ

Ноутбуки по-прежнему популярны, несмотря на рост продаж планшетов и смартфонов. Как найти среди огро...

Что делать, если вы победили в конкурсе на сайте «

Что делать для того, чтобы победа в виртуальном конкурсе принесла и материально ощутимый результат? ...

Альма-Тадема сэр Лоуренс, «The vintage Festival».

Художник Альма-Тадема тщательно изучал раскопки Помпей и попытался воссоздать протекавшую там когда-...

Зачем осуществлять ремонт канализации?

Строительство частного дома в наше время предусматривает систему канализации. Туалеты на улице практ...

Весна-2015. Девушки, хотите быть модными?

Всем девушкам весной хочется выглядеть эффектно, элегантно и изыскано. Так что же сегодня в моде? Те...

Вкусные рецепты: Хрустящие корзиночки для детей(Kr

Хрустящие корзиночки для детей(Krackle Cakes)Положить сахар,масло,кокосовою стружку,мед в кастрюльку...

История стеклопакетов

Современные технологии довели облик и функционал окна до совершенства и сделали его привычным объект...



Новости развития информационнного портала:

Наш проект создан для граждан, желающих ежедневно совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных постов делает наш портал удобным для чтения.

Содержательная и познавательная информация, которая собрана на нашем интернет портале дает возможность ответить на отдельно интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет смысла тратить солидное количество времени для поиска ответа на интересующий вас вопрос.