Русская история Харбина. Кто оставил в ней свой след?

В Харбине лето жаркое и солнечное. Так было всегда. И куда все харбинцы стремятся в знойный день? Конечно же, к реке, на набережную! Очень немногие сегодняшние харбинцы знают, что именно отсюда, от реки Сунгари, около 115 лет назад начал строиться этот прекрасный китайский город с русской душой.

Здесь для отдыхающих есть все. Лавочки в тенистых местах заняты, кажется, еще с самого рассвета. Вот рассекают свободное пространство бульвара на своих или арендованных роликовых коньках любители активного отдыха. Чуть подальше, среди близлежащей застройки, под зонтиками, разместились любители поесть, выпить и пообщаться.

Детишки, повизгивая от восторга, пускают пузыри с помощью специальной рамки, окунаемой в мыльный раствор. Мамочки, зорко следя за своим потомством, ведут между собой свои женские беседы. Старички обсуждают последние новости, радостно щурясь на солнце. Идиллия полная.

Парк Сталина — так именуется харбинская набережная сегодня. Отсюда мы и начнем нашу необычную виртуальную историческую экскурсию.

Я покажу историю города через судьбы его людей, которые построили Харбин, здесь рождались, учились и влюблялись, крестили детей, внуков и уходили в лучший мир. Первые строители города на Сунгари

Проект строительства железнодорожной магистрали через Маньчжурию предложил и добился его реализации бывший министр финансов России Сергей Юльевич Витте. Вести дорогу по незаселенной Сибири было долго и дорого, а опасность нападения на Россию со стороны Японии приближалась с каждым днем. Договор между Китаем и Российской Империей был подписан в 1896 году, в год коронации Николая II. Его подписал полномочный представитель императрицы Китая и министр иностранных дел Поднебесной Империи Ли Хун Чжан.

Самые первые изыскатели пришли в район будущего Харбина в апреле 1898 года.

Фото самого первого известного русского харбинца Адама Ивановича Шидловского, возглавившего первую экспедицию из Владивостока в район тогдашнего поселка Сунгари, я искал очень долго. Удача никак не хотела мне помогать, пока я не приехал в библиотеку Харбина, расположенную в районе университета Хэйта. Просматривая библиотечный каталог, я нашел книгу Евгения Хрисанфовича Нилуса «Исторический обзор строительства КВЖД, 1896−1923 год». И там, среди других достойнейших строителей, я увидел фото весьма скромного и щуплого молодого человека — инженера-первопроходца Шидловского.

Его экспедиция в составе 25 плотников, фельдшера, метеоролога и полусотни донских казаков для охраны от хунхузов, вышла из Никольск-Уссурийска 8 марта 1898 года. Уже 11 апреля они прибыли в район будущего Харбина, осмотрели заболоченные берега: рыба хвостами плещет, утки крякают, а дороги нормальной, пусть даже грунтовой, к реке нет. Адам Иванович долго размышлял — где поставить первый причал, где разместить управление дороги на зиму?

Нашли в восьми верстах от берега заброшенный старый ханшинный завод (ханшин — китайская водка, крепкая и духовитая) — целых 32 достаточно крепких постройки. Его с трудом купили у местных китайских хозяев — два дня торговались, китайцы торговаться умеют и очень любят — за 8000 лян серебра (400 килограммов, между прочим). И на следующий же день застучали топоры, запели пилы — началось строительство.

На этом месте теперь стоит Железнодорожная станция «СянФан» (именно так назывался когда-то заводик по производству местного алкоголя).

28 мая над Сунгари, снизу по течению, показались дымы. Два парохода «Благовещенск» и «Святой Иннокентий» гудками оповестили окрестности о своем прибытии. Так прибыла в будущий Харбин первая крупная партия строительных материалов и штат Управления КВЖД. Мы, русские, считаем 28 мая днем рождения Харбина! Войны и их памятники: японская, германская и гражданская

Дорогу построили быстро. Она была передана в эксплуатацию 1 июля 1903 года — в тот день вступил на свой пост управляющий КВЖД Дмитрий Леонидович Хорват.

Война с Японией (ради чего так торопились) началась ровно через полгода — в ночь на 26 января 1904 года. Японские корабли атаковали и серьезно повредили стоящие без охранения на рейде Порт-Артура российские броненосцы и крейсера.

Война требовала оперативности и четкости в погрузке и отправке эшелонов на Юго-Восток, приема санитарных поездов, лечения раненых и больных. Харбин очень быстро превратился в прифронтовой город. Здесь было развернуто несколько больниц, госпиталей, перевязочных пунктов для выздоравливающих.

О тех временах напоминают нам два обелиска на русском кладбище Хуаншань. Первый — капитану второго ранга А. А. Корнильеву, командиру миноносца «Решительный», участнику первого морского сражения с японской эскадрой. И второй — он стоял на братской могиле воинов российских, умерших в Харбинском Дворянском госпитале. С трех сторон этого памятника были установлены мраморные плиты с именами воинов, умерших от ран и болезней, но они не сохранились. Изготовлен обелиск был в Москве у мастера-камнереза Кабанова, о чем есть надпись в правой нижней части памятника: «Кабановъ, Москва, Мясницкая».

Оба эти обелиска в 2011 году с согласия харбинских властей были отремонтированы. Православная община Покровского храма, совместно с Русским клубом в Харбине, помогала информационно и организационно. Выполняли все работы по ремонту памятников китайские подрядчики. Средства на это доброе дело были пожертвованы Харбинско-Китайским Историческим Обществом (ХКИО), находящимся в Сиднее, Австралия, и Русским клубом в Шанхае.

Первая мировая война гремела где-то вдалеке от Харбина и была не очень заметна для харбинцев. А вот последовавшая за ней Гражданская война разломила Россию на две половины — «красную» и «белую», и «белая» вынуждена была покинуть Родину.

Эти годы назовут в Маньчжурии «беженскими». Через Харбин в те времена пройдут до полутора миллионов русских беженцев от советской власти. Многие из них нашли для себя кров и работу в Харбине, но большинство уехало дальше на юг.

В Харбине оседали не только предприниматели и военные, священники или инженеры, но и врачи.

Самым известным из всех здешних докторов был Владимир Алексеевич Казем-Бек. Он родился в Казани в семье доктора. В детстве перенес очень сложную болезнь — туберкулез кости левой ноги. Мальчик несколько лет не мог ходить и играть со сверстниками. Пройдя через эти испытания, доктор Казем-Бек на всю жизнь сохранит в сердце сочувственное отношение к пациенту. Ему было не важно, кто перед ним — сын богатых родителей или инвалид-побирушка с городского рынка. Перед ним был больной человек, которому он должен помочь. Он не только не брал денег за прием от бедных, но и многим помогал материально. Владимир Алексеевич всю жизнь подчинил служению людям. Он дремал всю ночь, сидя в кресле, одетый и готовый к вызову к пациентам в любую минуту.

Он умер, заразившись скарлатиной. Спасая жизнь девочки, он, не имея под рукой нужного инструмента, проколол быстро растущую опухоль в горле трубочкой для коктейля и, высасывая жидкость, заразился. На похоронах доктора Казем-Бек за его катафалком шли и плакали тысячи совершенно разных людей — всем им помог «добрый доктор»!

Памятник доктору В.А. Казем-Беку был перенесен с Нового кладбища на кладбище Хуаншань в конце 60-х годов прошлого века. Стараниями четы Косицыных из Австралии на нем был восстановлен православный крест в самом конце 20-го века. В 2012 году могила доктора была приведена в порядок китайскими рабочими на средства ХКИО (Сидней, Австралия).

Продолжение нашего виртуального путешествия читайте здесь.


05:17 02.11.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Читаемые

Бетонные комплектные трансформаторные подстанции

В последние годы наблюдается большой рост жилищного строительства и реконструкция промышленных предп...

Изоляция труб из стали: применение и основные особ

Как известно, трубы из различных сталей, которые используются на производствах, отличаются повышенно...

Бесконтактная пигментная живопись художника Влади

Пигментная живопись художника Владимира Потапова это попытка пересмотреть основы классического живо...

Когда стали зажигать фонари?

Сейчас ни один город немыслим без уличного освещения вечером – любой переулок освещается светом фона...

Габриэль Метсю, «Женщина за клавесином». Что интер

Габриэль Метсю (1629−1667) — голландский художник, портретист, жанрист. Среди его п...

Загадки истории: календарь Майя

Календарь Майя – это система календарей, созданная в доколумбовый период в Центральной Америке. Циви...

Подарили зеркалку - и как же сделаться фотографом

Итак, в силу тех или иных обстоятельств или просто случайно, не важно какая причина, но Вы решили ст...

Нетбук- социальное явление. Одноклассники и Твитте

Нетбук для работы или развлечений? Когда только появились первые нетбуки, многие сразу окрестили их ...

Какой должна быть газета, которая всем нужна?

Сейчас все говорят о новых технологиях в сфере масс-медиа, и это, несомненно, очень важно, но мне, к...

Человек, который смог выжить даже тогда, когда в э

…Прошло несколько лет, но и сейчас я просыпаюсь от слов, сказанных мне хирургом в ординаторской, ку...



Развивая портал:

Наш проект создан для граждан, желающих ежедневно совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных постов делает наш портал удобным для чтения.

Содержательная и познавательная информация, которая собрана на нашем интернет портале дает возможность ответить на отдельно интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет смысла тратить солидное количество времени для поиска ответа на интересующий вас вопрос.