Образование: Windows против Linux
Сейчас ведётся довольно много разговоров о необходимости перевода образовательных учреждений на использование свободного программного обеспечения, и первым кандидатом называют, естественно, Linux. Конечно, в расчёт не принимаются платные коммерческие дистрибутивы и коммерческие же прикладные программы, а только те, что имеют лицензию GPL (при этом нельзя забывать о качественной русификации). Более того, в рамках Приоритетной Национальной Программы «Образование» предлагается на выбор несколько модификаций дистрибутива так называемого «школьного Linux"а», разработанного отечественной компанией ALT Linux и продвигаемого группой компаний «Армада» (http://linux.armd.ru/ru/distros/).
Помимо бесплатности указанных дистрибутивов, в плюсы данному решению относят лёгкость и простоту установки, а также обширный набор предустановленных обучающих программ и справочно-информационных материалов. Это, конечно, хорошо; но вот дистрибутивы установлены на компах в школьном компьютерном классе – и что же дальше? Естественно, дальше начинается эксплуатация инсталлированных ОС. Обращаю внимание читателя на то, что сейчас имеется в виду не работа с ОС и программами в виде проведения учебного процесса, а именно техническая эксплуатация, иначе администрирование. Теперь скажите мне, читатель: много вы видели грамотных Linux-администраторов, проще говоря, сисадминов? Да, видели, но немного и в основном в достаточно крупных городах, где есть достаточно крупные организации с приличной IT-инфраструктурой. Все остальные довольствуются Windows Server 2003 и приходящим сисадмином, по совместительству студентом местного технического ВУЗа; или же приплачивают полставки своему продвинутому сотруднику. И что, приглашать в школу студента-недоучку? У него то сессия, то пересдача, или вообще на практику уехал (а каникулы не троньте – это святое). Приплачивать полставки кому-то из своих сотрудников? А что, есть такой на примете – преподаватель информатики называется. Но есть одно «но» - у него своих дел хватает: он должен преподавать, а не админить школьную локалку. При выборе между непечатающим принтером в администрации и контрольной он выберет контрольную, и будет прав. Ещё вариант – учредить должность сисадмина на базе РОНО, вот только ему придётся разорваться на разъездах между школами (можно выделить ему персонального водителя, да вот беда – начальник РОНО умрёт от зависти). Однако, образовалась проблема с поддержанием работы школьного Линуха, да и зарплаты в сфере образования… Прямо скажем, не для редковстречающихся спецов эти зарплаты. Конечно, для пользователей школьный Linux доработан до user-friendly, но админить его должен спец, и зарплата у него должна быть соответствующая, иначе уйдёт в соседнюю фирму (или вообще не придёт, что более вероятно).
Перетёрли косточки админам, посмотрим на преподавателей информатики. Нет, мы гуманисты и не будем заставлять их админить незнакомую операционку. Мы реалисты и заставим учителей вести учебный процесс, применяя её. Да-да, читатель, не надо дёргать меня за рукав, я слышу праведное возражение: «Оконный GUI везде одинаков». Но умение открыть-закрыть окно программы и создание файла – это примитив, достойный не школьного курса, а двухнедельных занятий по повышению компьютерной грамотности. Нам желательно выпустить из школы пусть не продвинутого, но уверенного «пользователя ПК», а для этого школьника нужно научить хотя бы азам функционирования ОС – для выполнения этой задачи сам преподаватель должен хорошо, если не отлично, разбираться в вопросе. Теперь забейте в любом поисковике любой вопрос на компьютерную тематику – какие ответы получите? Правильно, базирующиеся на применении Windows. Зайдите в любой книжный магазин, в отдел компьютерной литературы – все полки заняты книгами о Windows, на тему Linux"а – что-то об администрировании сетей, скромненько, в дальнем углу. Практически все организации, и коммерческие, и государственные, своё делопроизводство осуществляют с помощью программ «1С», а они под Linux не портированы. Так что и учитель информатики будет знаком с Windows, и школьникам в большой жизни потребуется тоже самое.
Кстати, о user-friendly. Если кто не в курсе, то Linux изначально разрабатывался безвестным тогда финским студентом в качестве дипломного проекта как консольная ОС, а всеми ругаемая (но никто с неё массово на другие ОС так и не перешёл) Windows с самого начала была задумана как пользовательская ОС безвестным тогда американским студентом-недоучкой.
Не будем разворачивать здесь очередной «холивар» Windows versus Linux, у нас сейчас другие задачи, но факт остаётся фактом – Windows получила абсолютное большинство голосов среди пользователей всех мастей и рангов, от геймеров до чиновников и бизнесменов. Кстати о геймерах – что сделает школьник, придя домой из школы? Правильно, запустит любимую игрушку, причём на платформе Windows, и забудет о школьных уроках информатики с ненужным ему Linux"ом. И уж если на уроках математики применяют наиболее распространённые арабские цифры (хотя римские красивее), логично будет учить детей наиболее распространённой ОС. В конце концов, таксистов на тракторах не обучают. А для желающих изучать Linux есть профильные ВУЗы, да и самоподготовку никто не отменял (в плане хобби).
Именно в силу правильного выбора целевой (а конкретно – пользовательской) аудитории ОС Windows стала массовым продуктом, и остаётся в этом статусе. И в школе, прошу помнить, мы должны подготовить пользователя ПК. По поводу применения Windows в образовании много пишут в духе «насаждая Windows в школе, мы за казённый счёт подготавливаем пользователей для коммерсанта-монополиста, да ещё и платим монополисту за лицензии на школьные ОС». Обращаю внимание читателя, что это не проблема школы, это проблема государства – для единого обмена информацией нужна единая система, и если есть необходимость, то замену системы нужно проводить во всём государстве, а не только в области образования. Под «единой системой» здесь понимается не только совместимость типов файлов (в конце концов, файлы формата ODF открываются и в MS Word 2007, и в OpenOffice Writer 3.0, а формат PDF сразу создавался как кросс-платформенный), но и система подготовки технических специалистов и пользователей. Просьба к читателю не считать, что в этих двух абзацах попытались доказать превосходство Windows (в конце концов, на вкус и цвет все фломастеры разные, и если кому-то больше нравится Linux, то честь ему и хвала). Основная мысль этого текста – фактическое доминирование Windows среди других ОС и необходимость опираться в учебном процессе на реалии сегодняшнего дня, чтобы не получилось, как в Бразилии – ввели в школах преподавание Linux"а, а вчерашние выпускники сильно озадачились, увидев на рабочих местах вездесущую Windows. Читатель, следящий за развитием событий в этой сфере, может вспомнить Китай с его национальной ОС RedFlag, базирующейся на Linux – но это единичный пример, процесс перехода у китайцев ещё не закончился, и на RedFlag переходит вся страна, а не отдельно взятая система образования.
Для беспокоящихся о школьных бюджетах сообщим, что имеются многочисленные скидки как на оптовые закупки Windows, так и на академические лицензии. И что мешает государству заказать облегчённую версию этой ОС? Ведь не все функции «винды» нужны в учебном процессе, можно их убрать и снизить цену. А вместо MS Office использовать бесплатные аналоги – функции форматирования текста везде одинаковы, но школьник будет знаком с общепринятой платформой документооборота и информационного обмена. Никто и ничто не мешает создать специализированный школьный дистрибутив ОС с внедрёнными в инсталлятор обучающими программами и материалами.
Когда государство подумает о необходимости отказаться от информационной зависимости и создать всеобщую национальную платформу, тогда и нужно будет заниматься всеобщим преподаванием соответствующего учебного материала, а сейчас логичнее изучать реальность, а будущее в виде Линукса – может быть, в виде факультатива, для желающих. Конечно, всем известная фраза «Linux создан для сети, как птица для полёта» - самая романтичная часть всей информатики, но в школе мы готовим пользователей, которые должны уметь применять свои навыки в уже сложившейся обстановке; и использование прикладных программ для них более приоритетно, чем эксплуатация сетей – сисадминов и сетевых инженеров подготовят в ВУЗах.
И если мы пришли к выводу о целесообразности преподавания информатики на базе Windows, то нельзя не задаться вопросом о техническом обеспечении этого вопроса. Машинный парк, естественно, у каждого свой, но вот к организации программного сопровождения можно подойти весьма творчески и выбрать софтверные комплексы, наиболее полно обеспечивающие ваши потребности. Пора подумать о программном обеспечении школы, - и вот тут-то можно неплохо сэкономить (NotaBene для радеющих о школьных бюджетах: этой экономией попытаться компенсировать стоимость лицензии на ОС). Речь идёт о бесплатных, или freeware, программах.
Сейчас практически любую коммерческую программу под Windows можно заменить бесплатным аналогом не только без потери функционала, но и с определёнными выгодами. Для примера рассмотрим ситуацию с самым востребованным типом программ – текстовыми процессорами; и здесь сразу вспоминается Microsoft Office. Программа практически культовая, но не единственная из числа обеспечивающих офисную работу с документацией, и её можно заменить сразу несколькими вариантами фриварных аналогов, но наиболее распространённый и функциональный из них – это, конечно, продукт OpenOffice. С момента формирования концепции своего развития он был задуман как прямой конкурент MS Office, и сейчас ничем ему не уступает. OpenOffice имеет в своём составе и текстовый редактор, и инструмент для работы с таблицами, и средства создания и демонстрации презентаций.
Определившись с основным средством обучения, нетрудно будет изыскать и другие бесплатные варианты необходимых программ.
Очевидно, что возникнет необходимость в размножении учебных материалов, и в первую очередь вспоминается ещё одна не менее культовая вещь - небезызвестная Ahead NERO, предназначенная для записи дисков. Она также недёшева, дистрибутивы последних версий «весят» более полутора гигабайт, и в Интернете шутят, что в Nero скоро будут встраивать собственную операционку. Понятно, почему программа так увеличилась в размерах: из-за конкуренции пришлось встраивать в неё массу дополнительных модулей и блоков, совершенно необязательных в школе. Выход прост – скачиваем CD Burner XP размером 1,5 мегабайта и без проблем записываем и множим диски с учебными материалами.
Для разворачивания и создания многочисленных архивов совсем не нужен мегапопулярный WinRAR, вполне подойдёт бесплатный 7-Zip, также пользующийся заслуженным признанием пользователей и прекрасно работающий с файлами формата *.rar .
Для контроля функционирования пользовательских машин можно использовать бесплатную версию AnVir Task Manager – замечательный заменитель штатного менеджера задач, выдающий несравнимо больше данных о работе операционки.
Для обучения школьников работе с изображениями установите GIMP – по ряду функций не уступит знаменитому Photoshop"у, а поскольку на платформу Windows он пришёл из мира Linux"а, можно поговорить с учащимися о портировании приложений, создав предпосылки для сравнения в дальнейшем различных операционных систем.
Для знакомства с работой в Интернете и использования электронной почты вполне подойдут программы из фонда Mozilla – Firefox и Thunderbird.
Поскольку в нашей беседе мы пришли к теме Интернета, то было бы неплохо поговорить о «раздаче» Интернет-канала по школьной локалке. Конечно, самая распространённая проблема в функционировании местной сети – организация безопасного доступа в Интернет, обеспечение контроля трафика и коммутация канала по пользовательским машинам. При этом желательно (а по сути, конечно, и необходимо) достижение этой цели с минимальными затратами – и материальными, и организационными. Применяемый программный продукт должен быть дешёвым, содержать в себе и файрволл, и антивирус с высокой степенью взаимной интеграции, обеспечивать количественный контроль трафика для недопущения перегрузки канала каким-то одним пользователем в ущерб другим (распределять квоты информационного обмена) и фильтровать контент как с целью подавления нецелевого трафика, так и предотвращая посещение нежелательных ресурсов. С другой стороны, необходимо обеспечить несложное и малозатратное с точки зрения времени и усилий проведение технических мероприятий по настройке и поддержанию функционирования школьной сети – не будем забывать, что все эти задачи будет выполнять, скорее всего, обычный школьный учитель информатики, основная задача которого – преподавание, и не глубоких знаний IT-технологий, а базовых знаний работы на компьютерами. Следовательно, должно изыскать простой и дешёвый комплексный программный пакет, который позволит решить сразу все эти вопросы – приложение из группы кэширующих прокси-серверов. На рынке присутствует достаточный ассортимент подобных программ, и среди них для комплексного решения коммуникационных проблем и вопросов безопасности школьных сетей выделяется программа Traffic Inspector отечественных разработчиков. На сайте http://www.smart-soft.ru можно познакомиться с описанием и возможностями Traffic Inspector"а и предлагающихся бонусах в виде скидок как на основной продукт, так и на встроенные антивирусные модули сразу двух признанных брендов.
Как известно, теория – это одно, а практика – немного другое; и хотя все мы мечтаем об идеале, но живём в реальном мире и вынуждены приспосабливаться к нему. Да, Windows платная операционка, но она наиболее широко распространена и мы вынуждены её использовать для адекватной подготовки адекватных пользователей.
Игорь Маркелов, [email protected]
Помимо бесплатности указанных дистрибутивов, в плюсы данному решению относят лёгкость и простоту установки, а также обширный набор предустановленных обучающих программ и справочно-информационных материалов. Это, конечно, хорошо; но вот дистрибутивы установлены на компах в школьном компьютерном классе – и что же дальше? Естественно, дальше начинается эксплуатация инсталлированных ОС. Обращаю внимание читателя на то, что сейчас имеется в виду не работа с ОС и программами в виде проведения учебного процесса, а именно техническая эксплуатация, иначе администрирование. Теперь скажите мне, читатель: много вы видели грамотных Linux-администраторов, проще говоря, сисадминов? Да, видели, но немного и в основном в достаточно крупных городах, где есть достаточно крупные организации с приличной IT-инфраструктурой. Все остальные довольствуются Windows Server 2003 и приходящим сисадмином, по совместительству студентом местного технического ВУЗа; или же приплачивают полставки своему продвинутому сотруднику. И что, приглашать в школу студента-недоучку? У него то сессия, то пересдача, или вообще на практику уехал (а каникулы не троньте – это святое). Приплачивать полставки кому-то из своих сотрудников? А что, есть такой на примете – преподаватель информатики называется. Но есть одно «но» - у него своих дел хватает: он должен преподавать, а не админить школьную локалку. При выборе между непечатающим принтером в администрации и контрольной он выберет контрольную, и будет прав. Ещё вариант – учредить должность сисадмина на базе РОНО, вот только ему придётся разорваться на разъездах между школами (можно выделить ему персонального водителя, да вот беда – начальник РОНО умрёт от зависти). Однако, образовалась проблема с поддержанием работы школьного Линуха, да и зарплаты в сфере образования… Прямо скажем, не для редковстречающихся спецов эти зарплаты. Конечно, для пользователей школьный Linux доработан до user-friendly, но админить его должен спец, и зарплата у него должна быть соответствующая, иначе уйдёт в соседнюю фирму (или вообще не придёт, что более вероятно).
Перетёрли косточки админам, посмотрим на преподавателей информатики. Нет, мы гуманисты и не будем заставлять их админить незнакомую операционку. Мы реалисты и заставим учителей вести учебный процесс, применяя её. Да-да, читатель, не надо дёргать меня за рукав, я слышу праведное возражение: «Оконный GUI везде одинаков». Но умение открыть-закрыть окно программы и создание файла – это примитив, достойный не школьного курса, а двухнедельных занятий по повышению компьютерной грамотности. Нам желательно выпустить из школы пусть не продвинутого, но уверенного «пользователя ПК», а для этого школьника нужно научить хотя бы азам функционирования ОС – для выполнения этой задачи сам преподаватель должен хорошо, если не отлично, разбираться в вопросе. Теперь забейте в любом поисковике любой вопрос на компьютерную тематику – какие ответы получите? Правильно, базирующиеся на применении Windows. Зайдите в любой книжный магазин, в отдел компьютерной литературы – все полки заняты книгами о Windows, на тему Linux"а – что-то об администрировании сетей, скромненько, в дальнем углу. Практически все организации, и коммерческие, и государственные, своё делопроизводство осуществляют с помощью программ «1С», а они под Linux не портированы. Так что и учитель информатики будет знаком с Windows, и школьникам в большой жизни потребуется тоже самое.
Кстати, о user-friendly. Если кто не в курсе, то Linux изначально разрабатывался безвестным тогда финским студентом в качестве дипломного проекта как консольная ОС, а всеми ругаемая (но никто с неё массово на другие ОС так и не перешёл) Windows с самого начала была задумана как пользовательская ОС безвестным тогда американским студентом-недоучкой.
Не будем разворачивать здесь очередной «холивар» Windows versus Linux, у нас сейчас другие задачи, но факт остаётся фактом – Windows получила абсолютное большинство голосов среди пользователей всех мастей и рангов, от геймеров до чиновников и бизнесменов. Кстати о геймерах – что сделает школьник, придя домой из школы? Правильно, запустит любимую игрушку, причём на платформе Windows, и забудет о школьных уроках информатики с ненужным ему Linux"ом. И уж если на уроках математики применяют наиболее распространённые арабские цифры (хотя римские красивее), логично будет учить детей наиболее распространённой ОС. В конце концов, таксистов на тракторах не обучают. А для желающих изучать Linux есть профильные ВУЗы, да и самоподготовку никто не отменял (в плане хобби).
Именно в силу правильного выбора целевой (а конкретно – пользовательской) аудитории ОС Windows стала массовым продуктом, и остаётся в этом статусе. И в школе, прошу помнить, мы должны подготовить пользователя ПК. По поводу применения Windows в образовании много пишут в духе «насаждая Windows в школе, мы за казённый счёт подготавливаем пользователей для коммерсанта-монополиста, да ещё и платим монополисту за лицензии на школьные ОС». Обращаю внимание читателя, что это не проблема школы, это проблема государства – для единого обмена информацией нужна единая система, и если есть необходимость, то замену системы нужно проводить во всём государстве, а не только в области образования. Под «единой системой» здесь понимается не только совместимость типов файлов (в конце концов, файлы формата ODF открываются и в MS Word 2007, и в OpenOffice Writer 3.0, а формат PDF сразу создавался как кросс-платформенный), но и система подготовки технических специалистов и пользователей. Просьба к читателю не считать, что в этих двух абзацах попытались доказать превосходство Windows (в конце концов, на вкус и цвет все фломастеры разные, и если кому-то больше нравится Linux, то честь ему и хвала). Основная мысль этого текста – фактическое доминирование Windows среди других ОС и необходимость опираться в учебном процессе на реалии сегодняшнего дня, чтобы не получилось, как в Бразилии – ввели в школах преподавание Linux"а, а вчерашние выпускники сильно озадачились, увидев на рабочих местах вездесущую Windows. Читатель, следящий за развитием событий в этой сфере, может вспомнить Китай с его национальной ОС RedFlag, базирующейся на Linux – но это единичный пример, процесс перехода у китайцев ещё не закончился, и на RedFlag переходит вся страна, а не отдельно взятая система образования.
Для беспокоящихся о школьных бюджетах сообщим, что имеются многочисленные скидки как на оптовые закупки Windows, так и на академические лицензии. И что мешает государству заказать облегчённую версию этой ОС? Ведь не все функции «винды» нужны в учебном процессе, можно их убрать и снизить цену. А вместо MS Office использовать бесплатные аналоги – функции форматирования текста везде одинаковы, но школьник будет знаком с общепринятой платформой документооборота и информационного обмена. Никто и ничто не мешает создать специализированный школьный дистрибутив ОС с внедрёнными в инсталлятор обучающими программами и материалами.
Когда государство подумает о необходимости отказаться от информационной зависимости и создать всеобщую национальную платформу, тогда и нужно будет заниматься всеобщим преподаванием соответствующего учебного материала, а сейчас логичнее изучать реальность, а будущее в виде Линукса – может быть, в виде факультатива, для желающих. Конечно, всем известная фраза «Linux создан для сети, как птица для полёта» - самая романтичная часть всей информатики, но в школе мы готовим пользователей, которые должны уметь применять свои навыки в уже сложившейся обстановке; и использование прикладных программ для них более приоритетно, чем эксплуатация сетей – сисадминов и сетевых инженеров подготовят в ВУЗах.
И если мы пришли к выводу о целесообразности преподавания информатики на базе Windows, то нельзя не задаться вопросом о техническом обеспечении этого вопроса. Машинный парк, естественно, у каждого свой, но вот к организации программного сопровождения можно подойти весьма творчески и выбрать софтверные комплексы, наиболее полно обеспечивающие ваши потребности. Пора подумать о программном обеспечении школы, - и вот тут-то можно неплохо сэкономить (NotaBene для радеющих о школьных бюджетах: этой экономией попытаться компенсировать стоимость лицензии на ОС). Речь идёт о бесплатных, или freeware, программах.
Сейчас практически любую коммерческую программу под Windows можно заменить бесплатным аналогом не только без потери функционала, но и с определёнными выгодами. Для примера рассмотрим ситуацию с самым востребованным типом программ – текстовыми процессорами; и здесь сразу вспоминается Microsoft Office. Программа практически культовая, но не единственная из числа обеспечивающих офисную работу с документацией, и её можно заменить сразу несколькими вариантами фриварных аналогов, но наиболее распространённый и функциональный из них – это, конечно, продукт OpenOffice. С момента формирования концепции своего развития он был задуман как прямой конкурент MS Office, и сейчас ничем ему не уступает. OpenOffice имеет в своём составе и текстовый редактор, и инструмент для работы с таблицами, и средства создания и демонстрации презентаций.
Определившись с основным средством обучения, нетрудно будет изыскать и другие бесплатные варианты необходимых программ.
Очевидно, что возникнет необходимость в размножении учебных материалов, и в первую очередь вспоминается ещё одна не менее культовая вещь - небезызвестная Ahead NERO, предназначенная для записи дисков. Она также недёшева, дистрибутивы последних версий «весят» более полутора гигабайт, и в Интернете шутят, что в Nero скоро будут встраивать собственную операционку. Понятно, почему программа так увеличилась в размерах: из-за конкуренции пришлось встраивать в неё массу дополнительных модулей и блоков, совершенно необязательных в школе. Выход прост – скачиваем CD Burner XP размером 1,5 мегабайта и без проблем записываем и множим диски с учебными материалами.
Для разворачивания и создания многочисленных архивов совсем не нужен мегапопулярный WinRAR, вполне подойдёт бесплатный 7-Zip, также пользующийся заслуженным признанием пользователей и прекрасно работающий с файлами формата *.rar .
Для контроля функционирования пользовательских машин можно использовать бесплатную версию AnVir Task Manager – замечательный заменитель штатного менеджера задач, выдающий несравнимо больше данных о работе операционки.
Для обучения школьников работе с изображениями установите GIMP – по ряду функций не уступит знаменитому Photoshop"у, а поскольку на платформу Windows он пришёл из мира Linux"а, можно поговорить с учащимися о портировании приложений, создав предпосылки для сравнения в дальнейшем различных операционных систем.
Для знакомства с работой в Интернете и использования электронной почты вполне подойдут программы из фонда Mozilla – Firefox и Thunderbird.
Поскольку в нашей беседе мы пришли к теме Интернета, то было бы неплохо поговорить о «раздаче» Интернет-канала по школьной локалке. Конечно, самая распространённая проблема в функционировании местной сети – организация безопасного доступа в Интернет, обеспечение контроля трафика и коммутация канала по пользовательским машинам. При этом желательно (а по сути, конечно, и необходимо) достижение этой цели с минимальными затратами – и материальными, и организационными. Применяемый программный продукт должен быть дешёвым, содержать в себе и файрволл, и антивирус с высокой степенью взаимной интеграции, обеспечивать количественный контроль трафика для недопущения перегрузки канала каким-то одним пользователем в ущерб другим (распределять квоты информационного обмена) и фильтровать контент как с целью подавления нецелевого трафика, так и предотвращая посещение нежелательных ресурсов. С другой стороны, необходимо обеспечить несложное и малозатратное с точки зрения времени и усилий проведение технических мероприятий по настройке и поддержанию функционирования школьной сети – не будем забывать, что все эти задачи будет выполнять, скорее всего, обычный школьный учитель информатики, основная задача которого – преподавание, и не глубоких знаний IT-технологий, а базовых знаний работы на компьютерами. Следовательно, должно изыскать простой и дешёвый комплексный программный пакет, который позволит решить сразу все эти вопросы – приложение из группы кэширующих прокси-серверов. На рынке присутствует достаточный ассортимент подобных программ, и среди них для комплексного решения коммуникационных проблем и вопросов безопасности школьных сетей выделяется программа Traffic Inspector отечественных разработчиков. На сайте http://www.smart-soft.ru можно познакомиться с описанием и возможностями Traffic Inspector"а и предлагающихся бонусах в виде скидок как на основной продукт, так и на встроенные антивирусные модули сразу двух признанных брендов.
Как известно, теория – это одно, а практика – немного другое; и хотя все мы мечтаем об идеале, но живём в реальном мире и вынуждены приспосабливаться к нему. Да, Windows платная операционка, но она наиболее широко распространена и мы вынуждены её использовать для адекватной подготовки адекватных пользователей.
Игорь Маркелов, [email protected]
Отзывы и комментарии