Как обманывают при покупке компьютера?
К большому сожалению, обман покупателя начинается с легкой «подачи» производителя компьютерной техники, а торговля лишь продолжает начатое. Попробуем рассмотреть это на конкретных примерах.
Условимся, что речь пойдет не только о стационарном компьютере (настольном), но и о переносных. Такой подход позволит нам не называть модели конкретных производителей, обращая внимание лишь на технические параметры изделий. Иными словами, выделяем только саму схему обмана.
Начнем с монитора. Без него, сами понимаете, компьютер не работает. Реальная диагональ монитора в рекламе компьютерных магазинов никогда не указывается. Обычно говорят о «косой» линии из нижнего левого угла монитора в верхний правый угол и приводят размер в дюймах. Нюанс в том, что производители (например, 17-дюймовых мониторов) в диагональ включают и саму пластмассовую рамку! А это довольно приличная ширина. И если продвинутый покупатель станет измерять линейкой диагональ по той самой «косой» линии, то не сразу обнаружит подвох. Дюймы ведь еще надо в уме перевести в привычные нам сантиметры. А кто по памяти сразу скажет, какой в «косой» линии дюйм применили? Но заплатим мы за 17 дюймов, а не за 16,5.
Запутанная ситуация и с ЖК-мониторами. Применяются три термина: «видимый размер», «видимая область отображения» и «область отображения». На слух разница не видна (простите за каламбур), но она есть. Диагональ ЖК-монитора производитель измеряет по-прежнему с учетом рамки, которая ничего не отображает. Но зато позволяет считать монитор более крупным. Вот такой любопытный казус. Поэтому, покупая любой монитор, обращайте внимание на ширину пластмассовой рамки. Иногда она специально делается очень широкой и маскируется это наклейкой красивых логотипов, которые, разумеется, тоже входят в цену. В итоге вместо заявленных 26 дюймов в реальности монитор будет давать изображение только на 25,5.
Еще один способ продать покупателю «воздух» заключается в нашей с вами технической безграмотности. Пример? Вот он.
Операционная система Windows «заточена» под работу с гибибайтами (ошибки нет — именно так), а у жестких дисков память исчисляется гигабайтами. Производитель винчестеров прекрасно это знает, но не расшифровывает в информации на верхней части винчестера, ставя рядом с цифрами Gb. Работники компьютерных магазинов и салонов тоже знают, где собака зарыта, но им тоже выгодно не расшифровывать. Скажем, на жестком диске стоит 500. Думаете, что гигабайтов? Нет, гибибайтов. А это значит, что в реальности у «винта» будет лишь 456 гигабайт. Но заплатите-то вы как за 500. Магия «круглой» большой цифры привлекает покупателя зрительно.
Приятное и полезное «содружество» у торговли не только с некоторыми производителями компьютерной техники, не дающими полной технической расшифровки своим изделиям, но и с отдельными банками. Тут тоже действуют несколько схем, позволяющих сравнительно честно «раскрутить» покупателя на дополнительные деньги. Вот одна из таких схем.
Допустим, покупатель выбрал системный блок. Дело за оплатой. Ее можно оформить через банк. Сумма стоит на распечатке магазина. Операция уже прошла в электронном виде, на расчетный счет магазина поступили деньги. И тут работники магазина округляют глаза, сокрушенно разводят руками и с извинениями говорят покупателю, что, дескать, произошла досадная «техническая» накладка. Материнская плата не может стоить 10 долларов. Случайно, мол, не пропечатался еще один нолик. Что делать?
Если бы вы платили наличными, то после такой «ошибки» оставили бы системный блок на прилавке, попросили деньги обратно из кассы и пошли в другой магазин. Но оплата через банк-кредитор создает серьезную проблему. Она в том, что обратно все вернуть «назад» ничуть не проще, чем оформить финансовые документы первоначально. Самый простой выход для вас и магазина — доплата в кассу наличными. При этом системный блок станет уже намного дороже.
Не забывайте о том, что одинаковые по функциям комплектующие различаются по скорости, надежности и, конечно же, цене. Если работники магазина замечают ваше желание приобрести системный блок подешевле, то «проверяют», насколько продвинут в технологиях покупатель. Скажем, процессор Intel более быстрый, чем AMD, и стоит, разумеется, дороже. Но что мешает при комплектации поставить второй, а взять деньги как за первый? Тем более что гарантийные пломбы с системного блока нельзя срывать. Так что в ваших интересах присутствовать при комплектации и сверить потом по документам, за что платите. Обман может быть даже с заявленным по марке процессором, но с более низкой частотой и, стало быть, более дешевым.
Такой «фокус» могут проделать в магазине с любым узлом. Не полагайтесь на честность в наше время. Лучше будет, если пойдете покупать компьютер с разбирающимся человеком, которому доверяете.