Помогает ли табак литературному труду?
Известно, что табак начал культивироваться в Европе в 16 веке, а уже в 17-м веке церковь угрожала отлучением всем, кто курит или нюхает табак в святых местах. После чего все последующие века церковь вместе с медициной ведут борьбу против употребления табака, считая его дьявольским зельем, способствующим гибели души и тела.
Литераторы всегда подвергали критике табак, предупреждали о последствиях его употребления. Фрэнсис Бэкон (1561−1626) — английский литератор и философ, историк, политический деятель, сторонник подчинения природы человеком, еще в 1610 году отмечал, что от привычки потребления табака очень трудно избавиться. В 19-м веке табак вызывал почти повсеместное омерзение и непринятие. Так, великий Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749−1832) не терпел людей курящих в своем окружении, а Оноре де Бальзак (1799−1850) — французский писатель, один из основоположников реализма, выступал против табака с грозными речами.
Зачастую в этом был виноват и сам табак низких сортов, плохо обработанный. Писатели, создавая произведения, где действовали курящие персонажи, принуждали к курению самых плохих сортов табака людей низких сословий, в то время как люди курящие, занимающие более высокие ступени социальной лестницы, имели возможность курить более дорогие сорта табака.
Приверженцем курения трубки был известный французский писатель Гюстав Флобер (1821−1880) — классик буржуазного реализма, создатель романов «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств»; работая, он любил окутывать себя клубами табачного дыма.
Известными любителями курения трубки были Марк Твен (1835−1910) — американский писатель, журналист, знаменитый автор произведений «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», во время работы он постоянно курил набитые табаком трубки; Артур Конан Дойль (1859−1930) — известный английский писатель, автор рассказов о Ш. Холмсе, сам курил трубку и наделил этой привычкой великого сыщика, прекрасно разбиравшегося в различных сортах табака. Так, в рассказе «Знак четырех» Холмс повествует о том, что он даже работу написал, где дал характеристику пеплу ста сорока сортов табака.
Трудно представить себе без трубки и знаменитого автора детективных психологических рассказов и романов, французского писателя Жоржа Сименона (1903−1989), который любителем трубки сделал и своего любимого героя — комиссара Мегрэ.
Другой прославленный английский писатель и драматург, агент английской разведки МИ-5 Уильям Сомерсет Моэм (1874−1965), проживший долгую и славную жизнь, создатель таких замечательных произведений, как «Бремя страстей человеческих», «Луна и грош», «Пироги и пиво», «Театр», «Острие бритвы», курил и трубку, и сигары.
Этот список можно было бы продолжать, но назовем только некоторых русских советских писателей и поэтов, также не лишенных пристрастия к трубке. Среди них И. Г. Эренбург (1891−1967) — творческий гигант, советский писатель, поэт, журналист и переводчик, общественный деятель. Будучи сам любителем трубки, написал сборник рассказов «Тринадцать трубок», в котором каждая трубка имеет своего хозяина и свою историю. Был военным корреспондентом и антифашистом, автором романов «Буря», «Девятый вал», «Трест» и многих других произведений.
Курил трубку и А. П. Гайдар (1904−1941) — советский писатель, любимый мальчишками и девчонками всего Советского Союза.
Курильщиком трубки был и С. Есенин (1895−1925) — великий русский поэт и прозаик.
Список этот тоже не окончательный.
Символом независимости табак стал для дам, борющихся за свою эмансипацию. Так, Жорж Санд (1804−1876) — французская писательница, любительница верховой езды, с детства любила носить мужскую одежду; заявляя о своей эмансипации, желая подчеркнуть независимый образ мыслей, Ж. Санд поражала жителей усадьбы Ноан-Вик своей сигарой.
От этой вредной привычки многие писатели вовсе не спешили и не спешат избавляться. Сигарета, зажатая между пожелтевшими пальцами, или трубка в пожелтевших от никотина зубах — привычный атрибут на знакомых всем фотографиях писателей. При этом заядлые курильщики имеют обыкновение сниматься с зажатой в уголке рта сигаретой, которая, сгорая, заставляет курильщика прищуриваться, что придает ему вид иронически-загадочный.
К числу упорных курильщиков относился и талантливый Поль Валери (1871−1945) — французский поэт и философ, эстет. Он часто пугал своих слуг целыми клубами дыма, выплывавшими из его кабинета. Таким же заядлым курильщиком был и Леон-Поль Фарг (1876−1947) — французский поэт и прозаик, сторонник символизма в искусстве, друг П. Валери; он никогда не расставался с сигаретой.
Табак стал на долгие годы одним из самых сильных демонов в жизни некоторых писателей и поэтов, независимо от их национальной принадлежности и места проживания. Почему-то эта вредная привычка, убивающая интеллект и личность самого писателя не меньше алкоголя и наркотиков, стала едва ли не стимулом творчества и предметом антуража даже самого образа писателя. У них, к сожалению, сложилось ошибочное мнение о том, что без затяжки табака они не смогут написать и одной фразы, ни один образ не родится в воображении; курильщику кажется, что только в таинственных клубах ароматного дыма рождаются нужные слова и сказочные видения.
К сожалению, многие до конца жизни не могут расстаться с пагубной привычкой, так и не сумев понять, что чистота легких и свежего воздуха, в них попадающего, — не меньший стимул к творчеству, ведь так приятно просто дышать именно свежим воздухом, не отравляя близких и атмосферу.
Думается, что сильнейшим и единственно правильным стимулом к творчеству являются актуальная тема и образы, рожденные в результате обдумывания этой темы, зовущие к труду.
Следует признать поэтому, что табак никогда не служил и не может служить достойным, возбуждающим творческий разум средством, помогающим труду писателя.