Когда стали зажигать фонари?

Сейчас ни один город немыслим без уличного освещения вечером – любой переулок освещается светом фонарей и рекламы. В античность крупные города освещались кострами и факелами, но это были отдельные улицы и площади, и в основном по праздникам. А вот систематическое освещение и фонари появились намного позже.

Первые попытки уличного освещения предпринял мэр Лондона Генри Бартон. В 1417 году он распорядился в зимнее время вывешивать фонари, однако они давали мало света, так как были с обычными свечами и маслом внутри. Через столетие в Париже всех жителей обязали оставлять на ночь светильник в окне, пытаясь таким образом бороться с темнотой улиц — ведь это вопрос не только удобства, но и безопасности!

Но только в семнадцатом веке первые улицы Парижа стали светлыми в любое время суток при Людовике XIV — «Короле-Солнце». Он издал указ об основании муниципальной службы фонарщиков. Интересно, что церковь тут же назвала фонарщиков слугами дьявола. Это произошло по двум причинам. Во-первых, Бог создал ночи темными, а фонарщики нарушают его волю, следовательно, служат Дьяволу. А во-вторых, есть и более прозаичная причина: фонари заправлялись спиртом, и, естественно, фонарщики его воровали, продавали и пили сами, а их профессия вплоть до девятнадцатого века ассоциировалась с беспробудным пьянством, что тоже грех.

Первые фонари на российской земле появились с подачи Петра Первого. Тот был увлечен европейской культурой и нередко привозил заграничные новшества на родину, таким же «заграничным гостинцем» оказались и фонари. В 1706 году в Петербурге зажглись светильники. Они были повешены на главных улицах на фасадах домов. Произошло это не просто так, а в честь победы русского войска над шведами под Калишем. Но это была разовая акция — фонарная служба была создана позже.

Десятилетием позже Петр Первый вернулся к вопросу освещения. Он был серьезно намерен сделать из Петербурга европейскую столицу, и регулярное освещение улиц было просто необходимо. В 1718 году на работу вышло 64 фонарщика. В их обязанность входило не только зажигать фонари, но и обслуживать их — менять масло, фитили, следить, чтобы отражатели были правильно направлены. Но не стоит забывать про знаменитые белые ночи. Фонари Санкт-Петербурга зажигались только с августа по апрель. Считалось, что в остальное время светло и без фонарей.

В 1770 году фонарщиков стало около сотни, поэтому, наконец, была создана единая служба фонарщиков. Что интересно, со временем она была подчинена полиции. Поэтому ее работники имели жалованье, сравнимое с неплохим жалованьем городовых и статус полицейских. Попасть в фонарщики было непросто.

Тем не менее, несмотря на престижность своей профессии, фонарщики не чурались и воровства на работе. Петербургские фонари заправлялись маслом, которое работники сливали из резервуаров. Поэтому власти попытались перевести фонари на спирт. Заранее провальное решение проработало недолго — фонари перестали гореть, а фонарщики — просыхать.

Со временем появились керосиновые фонари, затем газовые. Фонарщики обслуживали и те, и другие. А в 1873 году появился первый электрический фонарь и профессия фонарщика начала исчезать, пусть и не сразу. Изобретатель не смог внедрить свое детище в производство, первую дюжину электрических фонарей поставили только в 1879 году.

Накануне Первой мировой войны меньше трети фонарей были электрическими. Однако постепенно их становилось все больше и больше. Включались они единым пультом и не требовали такого тщательного ухода. Постепенно с вымиранием керосиновых и газовых фонарей с улиц ушли и фонарщики, служившие городам более трех столетий.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: