Альма-Тадема сэр Лоуренс, «Весна в садах виллы Боргезе». Чем она привлекла художника?
Привлекательная картина Альма-Тадемы сэра Лоуренса «Весна в садах виллы Боргезе»: женщина собирает цветы в газоне возле фонтана. Почему художник запечатлел этот момент? Что для него было необычным в идиллии на газоне?
Миловидная, насколько можно видеть ее лицо, рыжеволосая женщина рвет цветы. Невозможно точно сказать, сколько времени она провела за этим занятием, но корзина полна цветов. Место действия ясно из названия — вилла Боргезе, Рим.
В XVII веке кардинал Шипионе Боргезе разбил на месте бывших виноградников парк (сегодня вилла Боргезе — один из известнейших в мире оазисов искусства). Парк постепенно обогащался скульптурами, выполненными известнейшими художниками.
На акварели изображен фонтан «Морские лошади», статуи вокруг него, скамейка, на которой одна женщина сидит и читает книгу, вторая лежит и слушает чтение. Как бы ничего не происходит, нет ничего достойного внимания художника. Но что же тогда подвигло Альма-Тадему написать такую картинку?
Попробуем проникнуть в голову художника и найти ответ на этот вопрос. Для начала — что это за фонтан? О нем известно, что его создавал Христофор Унтербергер, дата — 1791 год.
Христофор (1732−1798) родился в Тироле, учился художественному мастерству у своего дяди Франца Унтербергера, затем — в Венской академии искусств. Потом была Венеция и Верона, а затем — Рим. В Риме на его творчестве отразилось влияние Антона Рафаэля Менгса, вместе с которым он работал над оформлением зала папирусов Ватиканской библиотеки.
В 1780 году он возглавил бригаду художников, которая переносила на холсты ватиканские лоджии Браманте и Рафаэля. В 1784−86 годах он украшал виллу Боргезе мифологическими картинами и участвовал в проектировании «игривого» фонтана «Морские лошади».
Из акварели Альма-Тадема не очень ясно, почему историки искусства называют фонтан «игривым». Но если посмотреть на детальный снимок, кое-что проясняется. Видимо, слово «игривый» исходит от места, откуда бьет струя. Оно, скажем так, несколько непривычно: как правило, струя бьет изо рта. А в этом фонтане…
Теперь обратимся к акварели: куда эта струя падает? А струя падает точно в место, обозначенное бантом на платьи.
Естественно, возник вопрос: это искусственное построение художника или он это видел? Скорее всего, нечто подобное ему довелось лицезреть: парк открыт для посещений, в нем гуляют все без ограничения. Тому свидетельство — еще одна картина, написанная приблизительно с той же точки, что и у Альма-Тадемы.
Правда, уже нет статуй и скамеек, но есть посетители с детьми и без, играют собаки, фонтан бьет всеми струями.
Можно предположить, что Альма-Тадема пришел в парк на этюды, увидел женщину с корзинкой. Он себе рисовал, она собирала цветы, перемещаясь по газону. И тут произошло, если можно так выразиться, слияние женской фигуры со струей воды. Ему это показалось забавным. Он сделал набросок, потом выполнил его акварелью.
Здесь стоит вспомнить подробности биографии Альма-Тадемы. Путешествие в Рим (первое) состоялось в 1872 году, через год после свадьбы со второй женой — Лаурой. Для справки: ему — 35, ей — 18. Логично предположить, что этюд был сделан в том же году. Где была эта работа пять лет? Ответ — лежала в папке. И появиться на свет она смогла из-за неприятности, постигшей сэра Лоуренса. В 1874 году его дом был уничтожен взрывом баржи с порохом на одном из каналов Лондона. Никто не пострадал, остались невредимыми и картины, и архив художника. Из-за отсутствия мастерской некоторое время ему пришлось работать в качестве графика и акварелиста. Видимо, тогда и выплыл из архива рисунок, который в 1877 году (через пять лет после поездки в Рим) превратился в изящную акварель.
Почему нет варианта в масле? Видимо, он посчитал картинку не очень пристойной. Тем не менее она (картинка) дожила до наших дней. И у нас сегодня есть возможность видеть сад виллы Боргезе глазами художника.
Не исключено, что женщина на картине — Лаура, жена Альма-Тадемы.
.