«Евгений Онегин»: роман, опера, фильм. Что странного в Ольге?

В опере Петра Ильича Чайковского есть микроскопическая странность – ария Ольги написана в нижнем регистре, для контральто, что совершенно не соответствует ее мироощущению: «Я беззаботна и шаловлива, меня ребенком все зовут».

«Лизавета Андреевна молчала и добродушна улыбалась, как вдруг сказала: „А что бы взять „Евгения Онегина“?“ Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об „Онегине“, задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина», — из письма Петра Ильича к брату.

Лизавета Андреевна Лавровская (1845 — 1919) — певица-контральто, с которой Чайковский поделился муками творчества: нет сюжета для оперы.

Добавить что-то к тому, что написано о «Евгении Онегине» — практически невозможно. История двух молодых людей (а потом уже — и не совсем молодых), история двух девушек-сестер… Обе истории обозначены в романе штрихами, выхваченными яркими событиями: знакомство, дружба (если ее можно так назвать), дуэль, смерть поэта, замужество Ольги, замужество Татьяны, безответное чувство Онегина…

Кто они были, герои романа? Юноши по 18 лет каждому. Онегин вырос в России, там же получил образование (по крайней мере, заграница в его биографии не обозначена). Модник, ловелас, обольститель — заметим, успешный и многоопытный:

Как рано мог уж он тревожить Сердца кокеток записных!

Его главная черта в этот период — безразличие к людям. И злость:

Когда ж хотелось уничтожить Ему соперников своих, Как он язвительно злословил! Какие сети им готовил!

Да, и лицемерие:

Но вы, блаженные мужья, С ним оставались вы друзья…

В восемнадцать лет он уже пресытился столичной жизнью (можно себе представить, насколько она была бурной и бесцельной!) и, получив наследство, уезжает в деревню. По случаю, он соседствует с Владимиром Ленским, который тоже наследует имение, и ему тоже восемнадцать лет. Но он приехал из-за границы, из Геттингена. Что он там изучал — неясно, а вернулся оттуда мечтателем, поэтом:

Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч.

Бесхитростный простак — так можно его охарактеризовать:

Он верил, что душа родная Соединиться с ним должна, Что, безотрадно изнывая, Его вседневно ждет она; Он верил, что друзья готовы За честь его приять оковы И что не дрогнет их рука Разбить сосуд клеветника…

И в то же время он изображал из себя человека, познавшего всё:

Он пел поблеклый жизни цвет Без малого в осьмнадцать лет. В красавиц он уж не влюблялся, А волочился как-нибудь; Откажут — мигом утешался; Изменят — рад был отдохнуть. Он их искал без упоенья, А оставлял без сожаленья…

Естественно, что молодой, красивый, богатый стал желанным гостем в домах, где были невесты:

Но Ленский, не имев, конечно, Охоты узы брака несть…

Итак, два молодых человека сошлись от скуки, от скуки ездят в гости друг к другу, о чем-то говорят (естественно, о семейной и не семейной жизни тоже). И если Онегин уже остыл в своих чувствах, то у Ленского — наоборот, любовь расцвела во всю мощь (хотя, как было сказано, он вовсе не стремился жениться):

Ах, он любил, как в наши лета Уже не любят; как одна Безумная душа поэта Еще любить осуждена: Всегда, везде одно мечтанье, Одно привычное желанье, Одна привычная печаль.

Кто предмет его мечтаний? Ольга Ларина, соседка, с которой вместе они росли:

Чуть отрок, Ольгою плененный, Сердечных мук еще не знав, Он был свидетель умиленный Ее младенческих забав; В тени хранительной дубравы Он разделял ее забавы…

Совершенно неясно, в каком возрасте они расстались. Возможно, разлука длилась год или два. Ленский, видимо, не закончил курс, вернулся в Россию, чтобы наследовать имение. Он, вернувшись, влюбился. А что делает влюбленный поэт? Пишет стихи. Какой он ее видел?

Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила; Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан…

Онегин узнает о пристрастии Ленского к соседке и напрашивается поехать к ней вместе.

Друзья в гостях — и тут появляется Татьяна. Пушкин не придал ей никаких осязаемых черт. Но Ольгу в этой сцене он описывает с позиции Онегина:

В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне… (речь идет о «Мадонне с куропатками» работы Ван Дейка, Эрмитаж).

На балу Онегин танцует с Ольгой, Ольга обещает ему еще танец, Ленский взбешен, он уходит с намерением стреляться. А что произошло? Практически ничего: предмет его поклонения выказал не Бог весть какие знаки внимания другому. И этого другого надо проучить, ему надо показать, что честь поэта задета и требует отмщения. Итак, дуэль, убийственный выстрел.

Онегин расстроен, Ольга тоже, но через недолгое время она вышла замуж — и тем утешилась.

Онегин и Татьяна встречаются через сколько-то лет: Татьяна замужем, Евгений — неженат. Его попытка сблизиться с ней провалилась: «О, жалкий жребий мой!»

Вот вчерне общая картина. По роману было написано либретто оперы «Евгений Онегин», музыка Петра Ильича Чайковского изумительна! Но в опере есть небольшая, можно сказать, микроскопическая особенность — ария Ольги.

Автор текста арии — либреттист, у Пушкина таких строчек в романе нет, Ольга бессловесна, если не считать ее вопросов к Ленскому: «Зачем вечор так рано скрылись?» и «Что с вами?» Видимо, нужно было хоть как-то обозначить и Ольгу, и ее отношения с Татьяной — они бегают по пшеничному полю, а Ольга поет свою арию:

Я неспособна к грусти томной, Я не люблю мечтать в тиши Иль на балконе ночью темной Вздыхать, вздыхать, вздыхать Из глубины души. Зачем вздыхать, когда счастливо Мои дни юные текут. Я беззаботна и шаловлива, Меня ребенком все зовут.

Две последние строчки поются в нижнем регистре, на пределе возможностей контральто, да еще и с замедлением — явное противоречие с игривостью.

Почему Чайковский дал Ольге такую музыкальную характеристику? Либреттист и композитор создали такой характер, который совершенно не соответствует мироощущению Ленского. И это понял Онегин, который сказал об Ольге: «кругла, красна лицом она как эта глупая луна на этом глупом небосводе», чем нанес Ленскому первую рану (кстати, Ольгу в фильме играет Светлана Немоляева, в то время круглолицая и довольно упитанная).

Одна из версий: композитор заранее определил, что Ольга — это Лавровская, и дал ей арию по ее возможностям. Неизвестно, пела ли Лавровская в «Евгении Онегине». Скорее всего, она отказалась — слишком маленькая партия, эпизод.

Вторая версия: либреттист и композитор специально «выдали» Ольге такую музыкальную характеристику, чтобы у слушателей не было иллюзий по поводу ее отношения к Ленскому — «беззаботна и шаловлива».

Может быть, обе версии верны. Уточнить не у кого.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: