Воспитание толерантности или развращение малолетних?
В прошлом месяце Муниципальное учреждение «Центр развития образования» направило в адрес руководителя нашего образовательного учреждения письмо №419 от 14.04.09 г., в котором в соответствии с письмом Департамента образования и науки ХМАО-Югры № 2000 от 07.04.09, просили направить в адрес МУ ЦРО информацию о воспитательной работе на основании учебно-методического комплекта Людмилы Улицкой «Другой, другие, о других». Книги этой серии и методическое пособие для учителя по работе с ними поступили в библиотеку учреждения немногим ранее. Поясняя, что «комплект способствует воспитанию в детях толерантного сознания, побуждает любознательность, расширяет кругозор, знакомит с обычаями, образом жизни и представлениями людей, принадлежащих разным культурам», Центр развития образованием рекомендует использовать его в воспитательной работе с учащимися.
Сейчас очень много пишут о толерантности, но в мои задачи не входит обсуждение всех тонкостей этого понятия, всех плюсов и минусов, хочу только рассказать об одной книге из серии «Детский проект Людмилы Улицкой», посвященных проблеме воспитания толерантности.
В методических рекомендациях по работе с книгами данной серии, составленными Муравьевой Е.Н., я прочитала следующее: «Мы рекомендуем провести в школах цикл уроков, которые помогут школьникам понять и принять непонятные, а порой и вызывающие раздражение и агрессию, явления современной жизни и верно выстроить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми». Как я понимаю, во все школы Югры также поступили книги этой серии, и, скорей всего, в добровольно-принудительном порядке будут или уже были проведены занятия по ним. Вот только интересно, перед тем как предлагать читать эти книги детям, читали их сами педагоги, библиотекари, методисты, руководители образовательных учреждений и чиновники?
В методических рекомендациях все расписано и рассчитано точно: на работу с каждой из четырех книг отводится по 2 занятия: введение в информацию и ее закрепление. После обсуждения прочитанной книги учащимся предлагается выполнить творческое задание-проект, презентации которых проходят на девятом итоговом занятии.
Подчеркну, что цикл этих уроков толерантности рассчитан на учащихся 10-12 лет.
Ну, а теперь о содержании книги «Семья у нас и у других», автор Вера Тименчик.
Герой ее – обычный мальчик Кирилл. Далее цитирую все те же методические рекомендации: «И семья у него тоже более или менее обычная – мама и он. Есть еще и папа. Только живет он с другой семьей. Грустно, конечно, но так бывает». Это текст, который предлагают воспроизвести на уроке. Как я понимаю, семья Кирилла представляет собой современную русскую семью. Получается, что неполная семья у нас – это признанная норма. Семье Кирилла противопоставляется семья мальчика Даута, выходца из Абхазии, который не только поражается тому, что происходит в семье Кирилла, но и осуждает это (что, по мнению автора, конечно же, недопустимо – ведь надо же быть толерантным). Кирилл же изумлен тем, что семья из девяти человек может считаться небольшой. Даут, в свою очередь, с удивлением узнает, что братья и сестры могут быть сводными. Об этом рекомендуют рассказать на вводном занятии по книге и, чтобы заинтересовать детей, предлагают использовать следующую фразу: «И нам предстоит много нового узнать вместе с героями этой книги. Но для начала ее нужно прочитать».
Да, действительно, прочитав книгу, 10-12-летние дети узнают для себя много нового! Например, о таком явлении как гомосексуализм. Причем говорит об этом весьма восторженно, а именно о том, что в Нидераландах одобрен законопроект, уравнивающий гомосексуальные браки с традиционными, молодая беременная женщина, предлагая почитать журнал с этой новостью своему сыну и его другу, который приходит к ним в дом учить уроки. Весьма подходящий момент для рекламы нетрадиционной ориентации! В ответ на возмущенный возглас пожилой домработницы-няни ученая мама-антрополог заявляет: «Я не хочу, чтобы мой сын был среди тех, кто побивает гомосексуалистов камнями!» Конечно, пусть уж лучше он будет непобиваемым в толерантном обществе извращенцем. Потому как далее в книге детям предлагается узнать то, о чем «мало кто знает», - историю гомосексуальных браков, в которой прямым текстом говорится о педофилии. Но, наверное, стоит процитировать: «у африканской народности азанде мужчинам разрешалось иметь несколько жен, но при этом другим мужчинам жен не хватало, поэтому они могли брать себе в «жены» юношей 12-20 лет. С родителями мальчика «муж» должен был вести себя так, как положено почтительному зятю. Если мальчик изменял с другим мужчиной, его «муж» мог потребовать немедленно заплатить за нарушение супружеской верности. Мальчик выполнял все работы по дому и сохранению имущества, которые обычно выполняла женщина. Однако, когда «мальчик-жена» достигал зрелости, он уходил от «мужа», становился воином и брал себе в жены женщину, если, конечно, удавалось. Если нет – он тоже находил себе «мальчика-жену» (выделено в тексте книги).
Конечно, современным мальчикам 10-12 лет самое время узнать о том, что такое положение вещей вполне приемлемо, чтобы спокойно отнестись к тому, что кто-то захочет взять его в жены, не так ли? У нас ведь толерантное сознание! И к любым отклонениям от нашей нормы надо относиться терпимо. Девочкам, кстати, тоже не возбраняется жить друг с другом. Цитирую по тексту далее: «Не надо думать, что гомосексуальные браки заключались только между мужчинами, - у других африканских племен, например, у панди, приняты браки между женщинами». У панди приняты, почему бы и нам так не жить?
Хорошо хоть, относиться к инцесту свободно нам не предлагают, но довольно подробно это явление описывают.
Да, много интересного узнают дети из книги! И к тому же вынесут положительный образ современной русской толерантной семьи, в которой ученая мама-антрополог с сигаретой в зубах, обняв очередного бой-френда, в присутствии все того же смущенного друга своего сына «ни с того ни сего» объявляет о своей беременности и тут же заявляет, что это еще не повод для женитьбы.
Вот так книга с многообещающим названием «Семья у нас и у других», в которой я рассчитывала прочесть примеры семейного уклада у разных народов и хотела познакомить с этим своего сына-второклассника, оказалась сборищем рекламы аморального поведения. Слава Богу, я успела прочитать ее прежде, чем она попала в руки к сыну. Но ведь ее рекомендуют для проведения занятий в школе! Что мы опять возвращаемся к популяризации презервативов среди школьников и бесплатной их раздаче для несовершеннолетних?
Кем финансируется этот проект, кто его утверждает и насаждает в учебных заведениях без ведома родителей?
Институт толерантности при ВГБИЛ им. Рудомино приступил к реализации проекта Л.Улицкой в 2006 г. В библиотеки образовательных учреждений книги поступили в 2008-2009 гг. Остается надеяться, что педагоги в силу своей загруженности не успели воплотить рекомендации в своей работе, и этот проект еще не поздно остановить.
Надежда Дедюхина
Все материалы по данной теме вы найдёте у нас на сайте Семейная культура