Дауншифтинг
Часть 1.
Определение.
Дауншифтинг – намеренное изменение способа жизни, при котором вы менее напряженно работаете, имея больше свободного времени, и вы согласны, таким образом, что будете владеть меньшим количеством вещей. Дауншифтинг стал популярен в среде среднего класса в 90-х годах 20 века, особенно среди тех людей, которые работали так много, что не могли отдохнуть и повеселиться. Словарь английского языка и культуры. Издательство Longman (Англия) 2005. Слово образовано из английских слов down, что означает вниз, и shifting, что означает смещение.
К этому определению стоит прибавить, что его популярность развилась в 90-х годах среди среднего класса Англии и Америки. А я хочу поговорить об этом явлении как о культурном феномене. Для тех, кто видит это явление впервые, кажется непонятным, что это за течение – название иностранное, мотивы странны, способы поведения неприемлемы. Короче говоря, очередной «западный бзик», не должный иметь места в нашей российской действительности. И, хотя я считаю себя русским (или россиянином, как угодно), мне очень симпатичен этот способ жизни.
Историческая справка.
Хотя о дауншифтинге заговорили недавно, он, как явление, существует уже около 17 веков. По крайней мере, одними из первых известных дауншифтеров были Римские императоры Диоклетиан и Максимиан. Диоклетиан вывел Римскую империю из кризиса, сделав огромное количество преобразований, и на пике славы удалился от правления в свой дворец в Сплите. Его пытались вернуть, так как воссозданная им империя стала вновь разваливаться. Но, по преданию, он ответил посланцам: «Если бы вы видели, какую капусту я вырастил, вы бы не просили меня возвращаться», или что-то в этом роде. В некоторой мере эта история иллюстрирует дауншифтинг, как культурное явление. Среди недавних российских представителей этого образа жизни засветились господа Стерлигов и Мамонов, а среди классических – граф Лев Николаевич Толстой, автор «Войны и мира».
Двигатели течения.
Девизом дауншифтинга можно было бы объявить: «Назад, к корням!» Но это только видимость. Мотивы и причины изменения образа жизни лежат гораздо глубже. Я не знаком лично ни с Диоклетианом, ни со Стерлиговым, ни с Мамоновым, но могу поделиться с вами тем, что двигало мной при изменении своего образа жизни.
Во-первых, чтобы обозначить себя дауншифтером, необходимо иметь довольно высокий уровень на социальной лестнице, иначе «смещение вниз» не получится. Если вы и так уже внизу, смещаться будет просто некуда.
Во-вторых, «сместиться» необходимо добровольно. Народно-демократического героя Ходорковского дауншифтером я бы не назвал.
В-третьих : Из личного опыта можно вывести третью составляющую дауншифтинга – не желание следовать общепринятым канонам успешности.
Я вижу здесь одну из коренных причин, заключающуюся в том, что, став успешным и попав на вершину Олимпа, человек становится ее рабом.
Обама – жертва?
Примером может послужить очередной американский президент Барак Обама. Недавно я услышал по радио такой репортаж. Семья Обама ищет щенка для дочерей, несмотря на то, что у одной из них аллергия на собачью шерсть. Причем щенок не должен быть куплен у производителей, а взят из собачьего приюта. Эта задачка не из легких, потому что специалисты указали лишь две редких породы, которые, возможно, не будут вызывать аллергическую реакцию у дочки Обамы. Нет никакой вероятности, что щенки такой породы окажутся в одном из собачьих приютов США. Есть повод заработать заводчику, подкинув туда щенка нужной породы. Примечательна причина, по которой осуществляется эта «операция». По представлениям американских избирателей, дети их президента должны спасти из приюта щенка, тогда это будет «настоящий народный президент». Обаме приходится следовать этим заблуждениям, несмотря на состояние здоровья своей дочери. Отсюда следует естественное желание любого дауншифтера бросить к чертовой матери все эти «правила» и «вернуться назад, к корням», где условности устанавливаются самим человеком и могут быть изменены по его же собственному желанию. Правда, это не всегда удается.
Благородный обман толстовства.
Например, в конце 80-х – начале 90-х один из моих знакомых (можно назвать его художником, он преподавал в архитектурном институте дизайн) продал квартиру в центре Екатеринбурга и уехал в деревню под Верхотурьем, чтобы лично писать иконы и восстанавливать православные храмы Верхотурья. Этакий перестроечный толстовец. Неожиданной проблемой для него оказалось одно страстное желание простых деревенских жителей, в среде которых он оказался. Это желание выпить. Его семья из четырех человек очень быстро лишилась денег, вырученных от квартиры, так как «нужно же было влиться в народ». Из огня, да в полымя! Сегодня, когда мировой финансовый кризис рубит головы, не взирая на идеологию, найдется много желающих сделать «смещение вниз». И не потому, что люди остаются без средств к существованию, а потому, что идеалы общества потребления потерпели крах. Есть острая необходимость в «корнях».
Лучшим выходом для дауншифтера во все времена было сменить обстановку и создать новую среду обитания, приближенную к природе и естественным потребностям здорового человека в чистой воде, желании погладить свою собаку, вырастить свои овощи и свои цветы. Однако, как в приведенном выше примере, часто оказывается, что дауншифтер попадает из одной подавляющей среды в другую, где соседи не успокоятся, пока ты не потратишь на их угощение все деньги, которые у тебя есть. Наша деревня для дауншифтера чревата именно такими последствиями.
Где же есть возможность реализовать идеи дауншифтинга?
На этом фоне мне представилось очень заманчивым и благоприятным осуществить дауншифтинг по-болгарски. То есть купить дом в болгарской деревне, где никто не будет к тебе заходить, пока ты сам не захочешь. Где люди чрезвычайно доброжелательны и приветливы, где не придется выгрызать зубами право на свое существование, где климат позволяет слишком не тратиться на отопление и выращивать собственные экологически чистые овощи и цветы.
Такой вариант дауншифтинга оказался настолько привлекательным, что английская диаспора в Болгарии составляет уже более 50 000 человек, хотя поток эмигрантов из этой страны начался в 2000 году. Большинство английских эмигрантов разделяет идеи дауншифтинга, либо осуществляет их на практике. Это смешно, но для русского привлекательной страной для эмиграции является Англия, а для англичанина – Болгария.
На самом деле англичане отмечают в Болгарии то положительное, что они не могут «купить» в Англии:
- спокойный и размеренный ритм жизни;
- низкие цены на проживание (продукты, коммунальные платежи, недвижимость);
- большие возможности для рыбалки, охоты, катания на лыжах;
- возможности осуществить свой личный бизнес, о котором мечтали всю жизнь, работая на хозяина.
Это пункты, достойные инвестирования. Если задуматься, дауншифтинг – не что иное, как метод инвестирования в себя.
Продолжение следует
Андрей Булатов. Дома в Болгарии.Бесплатные консультации