Как сложилась карьера капитана А.И. Казарского?

Капитан А.И. Казарский стал известен в 1829 году, когда бриг «Меркурий» под его командованием смог победить два турецких фрегата. С момента этой героической победы обычный флотский офицер стал другом императора и перешел на придворную службу.

Капитан Александр Иванович Казарский (1797−1833) происходил из бедных дворян Белорусской губернии, которая находилась как раз посреди суши. Отсюда до любого моря три дня скакать — не доскачешь. Какой же зигзаг судьбы привел Казарского на Черноморский флот?

В 1808 году в семью Казарских приехал двоюродный брат отца, Василий Семенович. Приехал он из города Николаева, где недавно получил должность в обер-интендантстве. Двоюродный дядя и предложил родителям отправить Александра в училище штурманов, которое находилось в Николаеве. Родители с радостью согласились. Семья была бедная, только и звания, что дворяне. На свои деньги выучить сына и пристроить на хорошую службу не получалось. Отправляя Сашу в Николаев, отец сказал ему сущую правду: «Честное имя — это единственное, что оставлю тебе в наследство».

К слову сказать, из всех путей, возможных для дворянского недоросля, служба на флоте была самой незавидной. Чины и звания, как в гвардии, здесь с неба не сыпались. Флотская служба была нелегка, да к тому же и сугубо опасной она оказывалась по сравнению с армейской. Не радостно получить ранение на поле боя, но упасть раненым в бушующее море — совсем пропащее дело. К тому же штурманы, одним из которых готовился стать Саша Казарский, занимали в корабельной иерархии самое низкое место. Даже в офицерскую кают-компанию их не всегда допускали.

Посему штурманскую школу Александр Казарский не закончил, а в 16 лет поступил на флот гардемарином. Через год он получает первый флотский чин, мичмана. Никакой боевой романтики в морской службе не было. Казарский командовал вспомогательными судами, бригантинами и баркасами, которые перевозили грузы между черноморскими портами. По сухопутным меркам — обозник.

В 1819 году, после произведения в лейтенанты, Казарский перешел на фрегат «Евстафий». Именно здесь началась настоящая служба, которая научила его всему, что должен был знать и уметь боевой морской офицер. В 1828 году Казарский — командир транспортного судна «Соперник», которое стало боевым бомбардирским кораблем после того, как на нем установили гладкоствольную гаубицу. Благодаря тому, что транспортный корабль имел небольшую осадку, он подходил близко к берегу и открывал действенный огонь по прибрежным крепостям. «Соперник» участвовал в штурме Варны и Анапы, которые в начале 19-го века были совсем не курортами, а довольно серьезными укреплениями. За взятие Анапы Казарский получил очередное звание капитан-лейтенанта, а за участие в штурме Варны его наградили золотым оружием «За храбрость».

В 1829 году Казарского назначили командиром брига «Меркурий». Этот корабль был хорошо знаком Александру Ивановичу. Несколькими годами раньше он служил на «Меркурии».

Под командованием А. И. Казарского бриг «Меркурий» вошел в историю военно-морских сражений. 14 мая 1829 года он принял неравный бой с двумя турецкими фрегатами. Превосходство турок было неоспоримым. Но смелость капитана, обученность команды и — что уж там говорить — удача позволили «Меркурию» одержать блестящую победу. Умело маневрируя и отстреливаясь, корабль, которым командовал Казарский, принудил оба фрегата выйти из боя. Несмотря на изорванный такелаж и 22 пробоины в бортах, «Меркурий» присоединился к русской эскадре.

За блестящую победу капитан-лейтенант Казарский был сразу произведён в капитаны 2-го ранга, минуя очередное звание капитана 3-го ранга. Кроме того, император наградил его орденом Святого Георгия IV класса и — самое главное — обратил свое внимание на храброго моряка и назначил его флигель-адъютантом.

И это была, пожалуй, самая главная награда. Александр Иванович Казарский, весьма захудалый дворянин, переходил на придворную службу, куда стремились многие. При дворе и чины, и награды, и звания отпускались более щедро, чем на любой иной службе. Но, как говорится, «много званых, да мало избранных».

В придворном звании «флигель-адъютант», которого был удостоен Казарский, современного человека вводит в заблуждение и «флигель», и «адъютант». «Флигель» в данном случае — совсем не домик в тихом саду, а армейский фланг. А «адъютант», что в переводе с немецкого означает «помощник», — реальный помощник командующего, а не прислуживающий паркетный шаркун. Флигель-адъютантом назывался офицер для особых поручений при императоре. Флигель-адъютанты выбирались лично императором и пользовались его безграничным доверием. Посему должность эта при дворе была очень влиятельна.

А. Казарский поступил в свиту Николая I в 1831 году, уже в звании капитана 1-го ранга. Он выполнил несколько поручений императора, все более и более сложных. Должность предполагала высокую личную преданность царю и безупречную честность. Все это было, и именно эти качества привели героя-моряка к преждевременной и трагической гибели. Но не от рук злобных неприятелей, а от козней соотечественников.

Советская история к Николаю I относилась, безусловно, отрицательно. Он подавил восстание декабристов. Уже за это на него навешивали всех возможных собак. И Пушкина он погубил, и восстания во всех окрестных странах подавлял. Лев Толстой дал ему презрительное прозвище «Николай Палкин». А его памятник на Исаакиевской площади при советской власти уцелел только потому, что гармонизировал пространство этой большой площади, а кроме того, был единственной в своем роде конной статуей, в которой конь опирался только на две точки.

Сейчас пошла другая мода и слова «государь-император» произносятся с любовным придыханием. Бывшие же минусы становятся вдруг жирными плюсами. И декабристы — заговорщики и мятежники, и Пушкина император по-отечески опекал, а после его смерти оплатил все немалые долги поэта. А бунтовавшим полякам да венграм так и надо. Нечего бунтовать против законной власти.

На самом деле, в биографии Николая I, как в биографии любого действующего правителя, всякого добра хватает. Чего от него не отнимешь — умный был правитель и зоркий.

Несомненно, что сам Николай I хорошо понимал, какой страной правит. Недаром знаменитую пьесу Н. В. Гоголя «Ревизор» допустили к представлению только по личному разрешению императора. С точки зрения цензуры эта пьеса была совершенно «не проходной» и имела шанс разделить судьбу «Горя от ума», то есть разойтись на цитаты, не будучи поставленной. Император присутствовал на первом представлении и там же сказал весьма самокритичные слова: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне — более всех!»

Пьеса «Ревизор», как известно, комедия. Последнюю же инспекционную поездку А. И. Казарского в город Николаев можно было бы тоже назвать «Ревизор», но поставить на сцене как трагедию. Трагедию с загадочным, детективным, сюжетом.

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 01:57 18.10.2017 Flymuch.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Интересное

Отдам даром в Украине. Интересно любому.

Может быть, в каждом жилье найдутся вещи, которые пока что остаются в достаточно приличном виде, но применять их по какой-либо причине владелец не станет. Это могла бы быть одежка, оттенок или силуэт ...

Советы начинающим хозяйкам

Милые, девушки, мы приветствуем вас на сайте, который поможет вам сделать свой быт увлекательнее и дадим советы начинающей хозяйке. Каждая из нас старается сделать свою квартиру более обустроенной, но...

Рыбная ловля в реке Нева

Издавна жители невских берегов кормились щедрыми дарами Невы-кормилицы. На Фомине острове (нынешняя Петроградская сторона), на Васильевском острове были дворы «рыбных ловцов». По Неве много рыбы прохо...

Как обманывают при покупке компьютера?

К большому сожалению, обман покупателя начинается с легкой «подачи» производителя компьютерной техники, а торговля лишь продолжает начатое. Попробуем рассмотреть это на конкретных примерах...

Развивая портал:

Наш проект создан для граждан, желающих ежедневно совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных постов делает наш портал удобным для чтения.

Содержательная и познавательная информация, которая собрана на нашем интернет портале дает возможность ответить на отдельно интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет смысла тратить солидное количество времени для поиска ответа на интересующий вас вопрос.